Дети и их воспитание

О чём могут рассказать детские рисунки?

Большинство детей, научившись владеть предметами, увлекаются рисованием. Малыши до трёх лет просто водят карандашом или ручкой по бумаге. Либо изображают круглых пузатиков с торчащими чёрточками. Как правило, чёрточки выполняют роль ножек и ручек.


Ребёнок становится старше, и его изобразительная деятельность приобретает осмысленный вид. Часто родители не придают значения рисункам. Сидит ребёнок. Что-то малюет. Даже, кажется, получает от рисования удовольствие «и ребёнок занят, и мама с папой свободны, есть возможность заняться своими делами». А между тем, детские рисунки могут рассказать о многом.

Что могут значить рисунки

Дети очень эмоциональные. И в виду своих возрастных особенностей им не всегда удаётся выразить все свои чувства. В этом им помогает рисование. Если говорить о дошкольниках, то очень часто можно наблюдать в момент рисования речевую активность. Для детей дошкольного возраста характерно высказывать мысли вслух. Такую речь в психологии называют эгоцентрической. Эгоцентрическая речь не исчезает совсем из жизни человека. Просто старшие дети и уже взрослые умеют её контролировать. А дошкольники пока этому не научились. И так как речь сопровождает практически все действия дошкольника, то же происходит и с рисованием.

Благодаря этому мудрые родители и наблюдающие психологи могут сделать выводы об эмоциональном состоянии ребёнка. Например, если ребёнок рисует танки и много оружия и при этом кричит: «это моя территория! Тебе нечего здесь делать». Это может говорить о конфликтных отношениях ребёнка. Возможно, его обижают. А может быть, он не хочет делиться вещами или игрушками.

Или наоборот. Ребёнок рисует красивый зелёный сад и дом. Рядом резвятся прекрасные бабочки. Ребёнок комментирует: «вот эта бабочка любит сидеть на этом цветке. А эта на другом», «а из окошка смотрит улыбающаяся девочка». Такой рисунок может говорить о хорошем настроении ребёнка. О том, что он счастлив и ему нравится, когда все чувствуют себя комфортно.

Кроме того, рисунки могут рассказать о различных страхах, об отношениях между мамой и папой, об отношении ребёнка ко всем членам семьи, о радостных открытиях и многом другом. Когда изучаются рисунки, обращается внимание буквально на всё: и на расположение на листе, и с какой тщательностью была прорисована картинка, с какой силой ребёнок нажимал на карандаш, учитывается толщина линий и др.

Но чтобы правильно распознать переживания ребёнка, ему необходимо задавать дополнительные уточняющие вопросы. Ведь если ребёнок рисует непонятные фигуры и линии, это не значит, что он путается в своих мыслях, может быть, он рисовал конкретное действие. Например, ребёнок — подросток рисовал непонятные линии. После уточняющего вопроса выяснилось, что это была схема местности.

Что означают цвета в рисунках?

Очень много внимания уделяется цветовым обозначениям рисунка. Каждый цвет, как правило, символизирует то или иное состояние. Вот некоторые цветовые разъяснения.

  • Тёмно-синий цвет рассказывает о том, что человек, ребёнок в частности, сосредоточен на своих внутренних проблемах. Ему хочется покоя.
  • Зелёный цвет говорит об уравновешенности, настойчивости, стремлению к безопасности.
  • Красный цвет может быть как признаком возбудимости и агрессии, так и того, что у человека присутствует сила воли и у него повышенная активность.
  • Жёлтый символизирует только положительные эмоции: любознательность, оптимизм, непосредственность.
  • Фиолетовый цвет фантазии. У человека, выбирающего этот цвет в качестве основного, очень развита интуиция. Также этот цвет выбирают эмоционально незрелые личности. Дети очень любят использовать фиолетовый цвет в своих рисунках.
  • Коричневый символизирует медлительность и физический дискомфорт.
  • Чёрный связан с подавленностью, протестующим поведением. Также чёрный цвет символизирует разрушения.

Если ребёнок выбирает простой карандаш, не раскрашивает свой рисунок, то считается, что в настоящий момент он не готов раскрыться, испытывает ко всему безразличие и отстранённость.

Однако все эти объяснения тоже относительные. Требуется дополнительные расспросы. Так, например, ребёнок рисует папу. А заштриховывает его чёрным цветом. На вопрос, зачем он так сделал? Малыш ответил, что это свитер чёрного цвета. У папы есть такой и он его очень любит.

Как правило, дети любят многоцветие. Выбирают яркие цвета. И это происходит не потому, что у них эмоциональные переживания, а потому, что яркие цвета лучше видно. Вот и чёрный карандаш или фломастер обладает чёткостью и яркостью. И именно из-за этого дети любят им рисовать.

Таким образом, рисунки — это средства эмоционального выражения для детей. При помощи рисунков взрослые могут понять, что чувствует ребёнок. Испытывает ли он страх, есть ли у него конфликты со сверстниками, как он относится к своей семье и др.

Но прежде чем оценивать рисунки, следует задать ребёнку уточняющие вопросы. Точно также происходит и с объяснением выбора детьми цвета. Хотя и существует объяснение подходящее к каждому цвету, но всё же нужно обращать внимание на настроение ребёнка и на другие факторы. То есть, в любом случае, нужно расспросить ребёнка, чтобы знать его настоящие эмоции.

Secured By miniOrange