Психология

«Проблемный ребёнок». А может просто не умеет?

Наделить ребёнка званием «проблемный» всегда просто. Другое дело посмотреть на него как на маленького человека, который в силу своего возраста ещё чего-то не умеет, просто не успел научиться.


«Невнимательный», «не слушается», «не может на месте усидеть» — всё это частые жалобы родителей и учителей. И действительно, есть на что пожаловаться, ведь всё это может мешать как развитию самого ребёнка в учебной среде, будь то садик или школа, так и взаимодействию членов семьи друг с другом. Но стоит отметить, что если проблему целиком фокусировать на ребёнке как на единственном вышедшем из строя элементе, то можно потратить достаточно много сил, времени и денег на психолога и его помощь. Поэтому есть альтернативный, более краткосрочный вариант – обучить ребёнка недостающему или плохо развитому умению. Одной из отличительных особенностей такого подхода является вовлечение в процесс обучений так называемой «группы поддержки» — родных ребёнка, педагогов, если необходимо друзей, соседей и всех тех, кто как-то связан с «неумением» ребёнка. Так же можно привлечь и тех, кто просто хочет поддержать «ученика».

Ангажирование группы поддержки проводится по нескольким причинам. Во-первых, это ресурс для самого ребёнка «Меня поддерживают, в меня верят». Во-вторых, это ресурс для взрослых, ведь осознание того, что ребёнок теперь не что-то изолированное из-за проблемы, а всё такой же член семьи, придаёт сил. Кроме того, данная поддерживающая позиция экономит силы, которые в гораздо большем количестве затрачиваются на упрёки, порицания и недовольства.

Как именно можно работает «группа поддержки»? Например, ребёнку необходимо научиться регулировать своё время так, чтобы он мог успевать выполнять домашнее задание, посещать секцию и отдыхать. Родители видят проблему в том, что на уроки уходит много времени из-за того, что ребёнок капризничает, не желая их делать. Что можно предложить в такой ситуации? Например, из всего отведённого на уроки времени выделить пятиминутки, во время которых ребёнок может заниматься чем хочет. Но перед каждым таким перерывом мама может проверить уже сделанное и похвалить «Ого, как много ты сделал! А может вместе попьем какао, пока ты будешь отдыхать?». Или папа ребёнка может каждый день интересоваться успехами в обучении нового навыка «Вижу, ты и сегодня продолжаешь учиться правильно использовать своё время. У тебя хорошо получается! Как думаешь, ещё недельки тебе хватит, чтобы ты смог делать это на «отлично»?».

Вот такие маленькие, но очень важные и приятные поддерживающие коррективы могут помочь ребёнку обрести новый навык.

Secured By miniOrange