Тест с ответами по теме «Роль медицинской сестры в формировании приверженности лечению у больных с хроническими заболеваниями»
Представляем Вашему вниманию тест портала НМО (непрерывного медицинского образования) по теме «Роль медицинской сестры в формировании приверженности лечению у больных с хроническими заболеваниями» (1 ЗЕТ) с ответами по алфавиту. Данный тест с ответами по теме «Роль медицинской сестры в формировании приверженности лечению у больных с хроническими заболеваниями» (1 ЗЕТ) позволит Вам успешно подготовиться к итоговой аттестации по направлению «Сестринское дело».
Амбивалентность пациента – это особое психологическое восприятие своей болезни, когда пациент хочет избавиться от нее и одновременно понимает, как это сложно, почти невозможно. Долгосрочная приверженность любому лечению, независимо от заболевания составляет не более 50%. Мотивационное консультирование зародилось как метод формирования приверженности к изменениям поведения у людей с различными зависимостями (от наркотиков, курения и других вредных привычек). Согласно докладу ВОЗ, посвященному проблеме приверженности лечению, условно все факторы подразделяются на пять групп.
1. Амбивалентность пациента – это особое психологическое восприятие своей болезни, когда
1) болезнь воспринимается как несущественное событие в жизни, не требующее лечения;
2) пациент не хочет избавиться от своей болезни;
3) болезнь воспринимается как неодолимая сила, с которой невозможно бороться;
4) пациент хочет избавиться от своей болезни и уверен, что сможет без труда сделать все необходимое;
5) пациент хочет избавиться от нее и одновременно понимает, как это сложно, почти невозможно. +
2. В разговоре с амбивалентным пациентом, когда медработник настаивает на необходимости лечения, он скорее всего услышит ответ
1) «вы принципиально не правы»;
2) «вы чудесно все разъяснили мне, я все понял и буду выполнять ваши предписания»;
3) «да, но…» — ответ, который способен свести на нет все ранее сказанное; +
4) тишину — пациент будет молчать, никак не реагируя на слова медработника;
5) «я с вами согласен…».
3. Долгосрочная приверженность любому лечению, независимо от заболевания составляет
1) 10%;
2) не более 50%; +
3) 98%;
4) 80%;
5) 30%.
4. Как можно оценить достоверность информации, полученной с помощью субъективных методов?
1) высокая степень достоверности;
2) полностью недостоверна;
3) возможны значительные искажения информации; +
4) достоверность метода не изучалась;
5) безусловная, стопроцентная достоверность.
5. Мотивационное консультирование зародилось как метод формирования приверженности к
1) лечению больных со СПИДом;
2) лечению больных с гипертонией;
3) изменениям поведения у людей с различными зависимостями (от наркотиков, курения и других вредных привычек); +
4) лечению больных с ИБС;
5) соблюдению диеты у больных с ожирением.
6. Согласно докладу ВОЗ, посвященному проблеме приверженности лечению, условно все факторы подразделяются на
1) 15 групп;
2) два вида;
3) пять групп; +
4) 10 групп;
5) две группы.
7. К объективным методам оценки приверженности лечению относят
1) непосредственное наблюдение за тем, как пациент принимает лекарство; +
2) взвешивание тюбика, чтобы определить вес оставшейся в нем мази;
3) определение концентрации лекарственного вещества в крови и моче; +
4) подсчет таблеток, оставшихся в упаковке;
5) опросы пациентов.
8. Опишите характеристики приверженности лечению
1) термин «приверженность» соответствует партнерским отношениям врача и пациента; +
2) приверженность лечению характеризует степень, в которой поведение пациента соответствует согласованным с врачом рекомендациям; +
3) в основе приверженности лечению лежит активная позиция пациента, который участвовал в обсуждении плана лечения; +
4) приверженность лечению предполагает беспрекословное подчинения пациента врачу;
5) приверженность лечению основана на пассивной роли пациента во взаимоотношениях с врачом.
9. Отношения с врачом и приверженность лечению
1) отношения с врачом не влияют на приверженность лечению;
2) важными условиями, способствующими приверженности лечению, является вовлечение пациента в процесс принятия решений; +
3) важными условиями, способствующими приверженности лечению, является отношение к пациентам как к равным; +
4) вовлечение пациента в обсуждение плана лечения не влияет на приверженность лечению;
5) восприятие людьми взаимоотношений с врачом является ключевым моментом в проблеме низкой приверженности лечению. +
10. Можно ли спрогнозировать уровень приверженности лечению у конкретного пациента?
1) вопрос не изучен;
2) да, можно, для этого разработаны специальные опросники; +
3) можно, с помощью опросника О-15;
4) нет, это невозможно;
5) можно, с помощью Российского универсального опросника количественной оценки приверженности к лечению (КОП-25). +
11. Мотивационное консультирование предполагает
1) отказ от директивного стиля; +
2) превращение медработника в слугу, когда «пациент всегда прав»;
3) установление патерналистических отношений между медицинским работником и пациентом;
4) установление контрактных отношений между медицинским работником и пациентом;
5) превращение медработника в советника и гида, который слушает и направляет пациента одновременно оказывая поддержку и предлагая экспертную информацию, когда это необходимо. +
12. Как можно оценить надежность полуобъективных методов оценки приверженности лечению?
1) подсчет таблеток не дает информации о том, были ли они употреблены в назначенное время и с соблюдением других рекомендаций; +
2) полуобъективные методы более надежны, чем субъективные; +
3) подсчет таблеток дает абсолютно надежную информацию о фактическом приеме таблеток;
4) подсчет таблеток или взвешивание мазей не всегда отражает реальную приверженность пациента лечению; +
5) взвешивание местных средств не дает информации о том, насколько точно соблюдались правила их использования. +
13. Какова надежность электронных устройств мониторинга лекарственных препаратов?
1) высокая;
2) имеется риск завышения показателей, если пациент открывает упаковку, но не берет таблетку; +
3) не изучалась;
4) имеется риск занижения показателей, если пациент перекладывает лекарства в другой флакон или таблетницу; +
5) низкая.
14. Нежелание задавать вопросы врачу или медицинской сестре, сделавшему назначения
1) свидетельствует о том, что пациент не собирается выполнять эти назначения; +
2) тревожный знак, указывающий на то, что пациент не согласен; +
3) указывает на то, что пациент со всем согласен;
4) свидетельствует о том, что пациенту все ясно;
5) не имеет значения для понимания того, будет ли пациент выполнять назначения.
15. Высокое «таблеточное бремя»
1) увеличивает приверженность лечению;
2) не влияет на приверженность лечению;
3) это метафора, характеризующая объем лекарственной терапии; +
4) снижает приверженность лечению; +
5) измеряется числом таблеток, которые пациент должен принять в течение суток. +
16. В основе мотивационного консультирования лежит активный диалог, в ходе которого медработник
1) формирует и подкрепляет мотивацию пациента к лечению; +
2) выражает понимание сомнений и тревог пациента; +
3) в легкой форме обсуждает вопросы, связанные с лечением;
4) настаивает, чтобы пациент выполнял медицинские рекомендации;
5) объясняет пациенту, к чему приведет, если он не будет лечиться.
17. Условия, которые обеспечивают приверженность терапии у больного с артериальной гипертензией
1) осознание необходимости регулярного антигипертензивного лечения; +
) понимание пациентом своего заболевания и наличие знаний об артериальной гипертензии; +
3) понимание инструкций и рекомендаций лечащего врача; +
4) мнительность и ипохондрия; +
5) измерение АД в домашних условиях (наличие домашнего тонометра).
18. Какова надежность объективных аналитических методов определения приверженности лечению?
1) низкая;
2) безусловная надежность;
3) высокая, однако пациент может увеличить дозу накануне взятия пробы на анализ; +
4) возможны сложности в интерпретации результатов, связанные с тем, что у разных больных по-разному протекает метаболизм; +
5) не изучалась.
19. Проблемами пациента, препятствующими приверженности лечению, могут быть
1) физические проблемы (дрожь в руках, боли в суставах и т.п.); +
2) нарушения памяти и другие когнитивные нарушения; +
3) успехи в работе;
4) снижение зрения; +
5) снижение слуха. +
20. Причины, по которым пациенты могут искажать информацию, на основании которой можно судить о приверженности лечению – это
1) нарушения памяти и другие когнитивные проблемы, когда пациент искренне уверен, что все делает правильно; +
2) стыдно признаться, что есть материальные проблемы или физические сложности; +
3) природная лживость;
4) нежелание обидеть врача или медсестру, которые могут подумать, что пациент не доверяет их компетенции; +
5) боязнь осуждения со стороны медработника. +
21. Какова взаимосвязь качества жизни пациента и его приверженности лечению?
1) при полностью сохраненном качестве жизни наблюдается невысокая приверженность к лечению; +
2) приверженность лечению падает при резко сниженном качестве жизни; +
3) приверженность лечению всегда тем выше, чем хуже чувствует себя человек;
4) по мере снижения качества жизни приверженность возрастает; +
5) качество жизни имеет нелинейную связь с приверженностью к лечению. +
22. Системные меры по повышению приверженности лечению – это
1) укрепление доверительных отношений между медицинским работником и пациентом; +
2) усиление контроля;
3) использование продвинутых психологических техник упоминание аналогичных историй из личного опыта медицинского работника для закрепления достигнутого успеха, подбадривание и поощрение пациентов; +
4) предоставление простого плана лечения, письменные инструкции, мотивация пациента, максимально полное определение затрат на лечение, выбор доступных пациенту лекарственных препаратов и обучение; +
5) наказание за невыполнение назначений (замечание в больничном листе и т.п.).
23. Факторы плохой приверженности лечению, связанные с пациентом – это
1) осведомленность о своем заболевании и лечении и понимание их смысла и значения;
2) нарушения памяти; +
3) недоверие врачу; +
4) низкий уровень доходов; +
5) молодой и старый возраст. +
24. Субъективные методы, позволяющие оценить приверженность лечению у конкретного пациента – это
1) непосредственное наблюдение за тем, как пациент глотает таблетку;
2) подсчет таблеток, оставшихся в упаковке;
3) непосредственный опрос пациента при встрече с врачом или медсестрой; +
4) ведение дневника лекарственной терапии; +
5) анкетирование пациента. +
25. Что можно предложить пациенту, который испытывает трудности при выдавливании мази из тюбика?
1) переместить мазь из тюбика в баночку;
2) отказаться от лечения;
3) просить помощи; +
4) срезать конец тюбика. +
26. Факторы, влияющие на приверженность лечению (согласно докладу ВОЗ), подразделяются на связанные с
1) проводимой терапией; +
2) врачом и организацией системы здравоохранения; +
3) семьей;
4) заболеванием; +
5) пациентом. +
27. Наиболее распространенные проблемы, снижающие приверженность лечению у гериатрических пациентов – это
1) снижение слуха и зрения; +
2) косметические проблемы;
3) депрессия; +
4) физические проблемы; +
5) когнитивные нарушения. +
28. Методы, позволяющие преодолеть физические препятствия при местной терапии кожных болезней
1) отсутствуют;
2) специальное обучение; +
3) использование специальных шпателей; +
4) помощь других лиц; +
5) использование аппликаторов. +
29. Факторы хорошей приверженности лечению – это
1) отсутствие материальных проблем; +
2) отсутствие нереалистичных ожиданий и неадекватной боязни стать зависимым от лечения или побочных эффектов; +
3) очень молодой возраст;
4) социальная поддержка со стороны семьи и близких; +
5) осведомленность о своем заболевании и лечении и понимание их смысла и значения. +
30. Для повышения приверженности лечению план лечения должен
1) быть похож на приказ, который следует беспрекословно выполнить;
2) быть оформлен на латинском языке;
3) учитывать проблемы пациента, которые могут снизить его приверженность лечению; +
4) быть прост и понятен; +
5) быть выработан в активном диалоге с пациентом. +