Тест НМО с ответами по теме «Психосоматика и психология телесности: основные проблемы и связь с медицинской практикой»


Принятая в настоящее время во многих медицинских направлениях биопсихосоциальная модель различных расстройств предполагает участие психологических факторов в, хотя бы одном, из следующих параметров этих расстройств: их возникновении, развитии и функционировании. Это ставит перед психологами задачу глубокого изучения и прояснения роли и специфики психологических детерминант различных болезней. Одна из научных дисциплин, которая занимается детальным изучением таких детерминант, — психосоматика. Долгое время этот термин связывался исключительно с патологией. Согласно современным представлениям, психосоматическое развитие – это универсальный механизм, итогом которого становится либо психосоматический феномен (в норме), либо психосоматический симптом (в патологии). Более того, развитие и формирование телесности в целом не может быть рассмотрено вне психологического и социального контекста. Это по-новому ставит вопрос о роли психологических факторов в развитии или функционировании различных болезней и предполагает необходимость их учета в процессе реабилитации или лечения. Отдельный вопрос, который, на первый взгляд, косвенно относится к сфере психосоматики, — это вопрос о специфике взаимоотношений врача и пациента. Тем не менее, как возможность ятрогенных воздействий, так и возникновения эффекта плацебо подтверждают важность и значимую роль таких отношений в лечении или, напротив, формировании симптома, что ставит задачу изучения особенностей таких отношений. В рамках лечения врач также сталкивается с тем, что разные пациенты по-разному реагируют на лечение, оценивают рекомендации, в целом по-разному реагируют на имеющееся у них заболевание. Понятие внутренней картины болезни описывает различные компоненты субъективного восприятия болезни человеком и позволяет понять роль психологических факторов в развитии заболевания и эффективности лечения.





1. «Мера следования пациента рекомендациям врача или психолога, включая прием лекарств, соблюдение режима и др., адекватность «модели выздоровления» — это описание



1) комплаенса; +
2) контртрансфера;
3) позитивного трансфера;
4) копинга.



2. Активно-пассивный копинг предполагает


1) совладание через осмысление;
2) совладание через действие; +
3) атрибуцию ответственности;
4) совладание через переживание.



3. Аллопластическая картина болезни – это


1) непосредственные ощущения при развитии болезни;
2) все реально наблюдаемые проявления болезни; +
3) мысли по поводу болезни;
4) субъективные переживания по поводу болезни.



4. В начале болезни человек сообщал о плохом самочувствии, но через несколько дней смог уточнить, что чувствует давящую головную боль и ломоту в теле. Этот пример описывает:


1) формирование чувственной ткани;
2) возникновение личностного смысла;
3) вторичное означение;
4) первичное означение. +

5. В следующих расстройствах присутствуют морфологические изменения

1) конверсионные расстройства;
2) вторичных психосоматические расстройства органов и систем, возникающие при тяжелых соматических заболеваниях; +
3) соматоформные расстройства;
4) психосоматические заболевания в узком смысле слова. +

6. Игнорирование проявлений заболевания, утрированные представления о несостоятельности (психически) больных, подчёркивание собственных отличий от «истинно» психически больных характеризует

1) стигматизацию;
2) аутопсихическую самостигматизацию;
3) компенсаторную самостигматизацию; +
4) социореверсивную самостигматизацию.

7. Изменение личной идентичности больного, его представлений о своих индивидуальных признаках; отказ от прежних стандартов и снижение требований к себе характеризует

1) социореверсивную самостигматизацию;
2) стигматизацию;
3) аутопсихическую самостигматизацию; +
4) компенсаторную самостигматизацию.

8. Изменение социальной идентичности больного, когда он перестаёт отождествлять себя с сообществом здоровых и интерпретирует отношение к нему окружающих как предвзятое, характеризует

1) стигматизацию;
2) компенсаторную самостигматизацию;
3) социореверсивную самостигматизацию; +
4) аутопсихическую самостигматизацию.

9.Интеграция представлений о собственном теле, или формирование телесного Я, происходит на следующем этапе психологического онтогенеза телесных функций

1) формирование рефлексивного плана сознания; +
2) младенчество;
3) взросление;
4) овладения языком.

10. Использование ребенком языка для оценки и переживания своих телесных проявлений возможно

1) в младенчестве;
2) на этапе овладения языком; +
3) на этапе взросления;
4) на этапе формирования рефлексивного плана сознания. +

11. К вариантам нарушения психосоматического развития относятся

1) регресс; +
2) искажение; +
3) задержка; +

4) сомато-вегетативные нарушения.

12. К компонентам социальной ситуации развития относятся

1) внешние условия; +
2) внутренние процессы; +

3) кризис развития;
4) психологические новообразования. +

13. К компонентам структуры динамической картины внутренней картины болезни относятся:

1) чувственная ткань, рациональный и эмоциональный компоненты, личностный смысл;
2) чувственная ткань, первичное означение, вторичное означение, личностный смысл; +
3) сенсорный, рациональный, эмоциональный компоненты;
4) сенсорный компонент, первичное означение, вторичное означение, личностный смысл.

14. К моделям соотношения иррационального и рационального в сознании относятся

1) модель испарения; +
2) модель сохранения; +
3) модель включения; +

4) модель исключения.

15. К преградному личностному смыслу болезни может относиться:

1) ограничение в общении; +
2) вторичная выгода болезни;
3) ограничение в движении; +
4) избегание ответственности.

16. К примерам, подтверждающим то, что феноменологическое ощущение не совпадает с сенсорной границей, относятся

1) пример Аристотеля с зондом, которым пользуется хирург; +
2) пример Бахтина с феноменом старой жены;
3) пример Виннера с искусственной рукой, которой механик чинит автомобиль; +
4) пример с культурным шоком.

17. К уровням внутренней картины болезни относятся:

1) интеллектуальный; +
2) интегративный;
3) непосредственно-чувственного отражения; +
4) эмоциональный; +
5) мотивационный. +

18. Какое из следующих понятий не относится к рассмотрению болезни как субъективного феномена?

1) внутренняя картина болезни;
2) инсайт;
3) самостигматизация; +
4) критичность.

19. Контртрансфер — это

1) переживания врача, его отношение к пациенту; +
2) нейтральное отношение пациента к врачу;
3) агрессия и обесценивание врача пациентом при нереализованных ожиданиях, неприемлемость диагноза;
4) переоценка пациентом возможностей врача, идеализация.

20. Наибольшая роль психологического фактора признается в отношении

1) вторичных психосоматические расстройства органов и систем, возникающие при тяжелых соматических заболеваниях;
2) соматоформных расстройств;
3) конверсионных расстройств; +
4) большой семерки психосоматических расстройств.

21. Начало реорганизации телесных процессов младенца относится к следующему этапу психологического онтогенеза телесных функций



1) овладения языком;
2) взросление;
3) младенчество; +
4) формирование рефлексивного плана сознания.

22. Невозможность локализации, неопределённость ощущений, трудности рефлексии характеризуют

1) первично означенное телесное ощущение;
2) психосоматические расстройства;
3) чувственную ткань; +
4) вторично означенное телесное ощущение.

23. Недостаток средств означения собственных состояний характерен для

1) язвенной болезни;
2) поведения типа Б;
3) поведения типа А;
4) алекситимии. +

24. Перед приходом к доктору человек сообщал, что у него сильные колющие боли в животе, после посещения врача он стал описывать происходящее с ним как проявления гастрита. Этот пример описывает:

1) формирование чувственной ткани;
2) возникновение личностного смысла;
3) первичное означение;
4) вторичное означение. +

25. После прихода к врачу и начала лечения человек стал сообщать об улучшении своего состояния, при том, что после его повторного обращения к врачу выяснилось, что был поставлен неверный диагноз, и лечение не должно было вызвать улучшения самочувствия. Этот пример описывает:

1) эффект стигматизации;
2) эффект лечения;
3) эффект плацебо; +
4) эффект ятрогении.

26. Признание наличия однозначной логически понятной связи между симптомом соматической болезни и содержанием вытесненного конфликта характеризует

1) специфический подход в психосоматике; +
2) теорию кортико-висцеральной патологии;
3) культурно-исторический подход в психосоматике;
4) неспецифический подход в психосоматике.

27. Развитие психологических механизмов регуляции телесных процессов описывает

1) внутренний план психосоматического развития; +
2) становление психосоматического феномена;
3) внешний план психосоматического развития;
4) формирование психосоматического симптома.

28. Результат влияния негативных представлений о (психически) больных на отношение к ним окружающих – это

1) стигматизация; +
2) обыденное сознание;
3) ятрогения;
4) самостигматизация.

29. Руминации как тип копинга означает

1) минимизацию угрозы;
2) последовательное активное решение проблем;
3) избегание;
4) навязчивые бесплодные размышления. +

30. С особенностями первичного и вторичного означения связаны нарушения в

1) постпроизвольной функции; +
2) натуральной функции;
3) произвольной функции;
4) высшей психической функции.

31. Семиотическая схема лечения/возникновения симптома предполагает

1) встречное движение от знака к означаемому и от означаемого к знаку;
2) движение от знака к означаемому; +
3) движение от означаемого к знаку;
4) обязательное наличие сглаза.

32. Согласно модели феноменологического тела, оно

1) имеет качества как субъектности, так и объектности; +
2) имеет только качества объектности;
3) имеет только качества субъектности;
4) не имеет качеств ни субъектности, ни объектности.

33. Телесные симптомы ближайших взрослых с большой вероятностью могут быть усвоены

1) на этапе взросления; +
2) на этапе овладения языком;
3) в младенчестве;
4) на этапе формирования рефлексивного плана сознания.

34. Уровень индивидуального сознания, занимающий положение медиатора по отношению к общественному и индивидуальному сознанию, это

1) мифологическое отражение мира;
2) рациональное сознание;
3) бессознательное;
4) обыденное сознание. +

35. Условия для возникновения психосоматического расстройства — это

1) запускающие факторы;
2) факторы предиспозиции; +
3) хронифицирующие факторы;
4) факторы протекции.

36. Факторы, противодействующие спонтанной ремиссии при наличии психосоматического расстройства — это

1) факторы предиспозиции;
2) хронифицирующие факторы; +
3) факторы протекции;
4) запускающие факторы.

37. Феномен тела как психологический феномен; социализация телесных функций; нарушение телесности при различных соматических и психических расстройствах – это предмет

1) клинической психологии;
2) психосоматики;
3) психологии телесности; +
4) патопсихологии.

38. Функция имеет тем белее высокий индекс психосоматичности, чем

1) менее она вынесена в план внешнего поведения;
2) более она регулируется социальными нормами; +
3) менее она регулируется социальными нормами;
4) более она вынесена в план внешнего поведения. +

39. Этап овладения языком как этап психологического онтогенеза телесных функций характеризуется

1) возникновением возможности произвольной и сознательной регуляции телесных процессов;
2) означением телесных состояний ребенка;
3) освоение ребенком социально-психологических стереотипов взаимодействия с собственным телом;
4) возникновением возможности когнитивной оценки своих первоначальных телесных проявлений ребенком. +

40. Язык тела ребенка в младенчестве носит

1) смысл отражения физиологических изменений в организме;
2) смысл стереотипа переживания эмоций;
3) смысл аутопсихической регуляции;
4) коммуникативный смысл. +



1 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Secured By miniOrange