Тест с ответами «Как говорить с больным о смерти»
Во многих врачебных специальностях существует необходимость говорить о смерти – не абстрактной, но близкой или уже произошедшей – с пациентами и их близкими. Такой разговор всегда сложен и требует особенных психологических и социо-культурных компетенций. В противном случае, он наносит травму самому врачу или усиливает отчуждённость в отношениях врача и пациента. Любой из этих вариантов нежелателен. Данная лекция посвящена культурно-психологическим аспектам разговора о смерти. Она кратко вводит слушателей в основные представления и категории, позволяющие сделать диалог менее болезненным и более конструктивным.
1. Что отличает онкологические заболевания от сердечно-сосудистых в смысле говорения о них
1) прогноз;
2) нагруженность, стигматизация; +
3) стоимость лечения.
2. Для стадии агрессии характерно
1) замыкание в себе;
2) апатия;
3) поиск другого мнения. +
3. «Компетентная честность» более важна в разговоре
1) с ребёнком;
2) с родителями ребёнка; +
3) со взрослым пациентом;
4) с близкими взрослого пациента.
4. В чём опасность перехода на более простой язык?
1) собственные границы эмоциональности; +
2) недостаточность информирования;
3) риск обмана.
5. Что входит в понятие «p – perception» по стратегии spikes?
1) восприятие; +
2) подготовка места;
3) обратная связь. +
6. Каков наиболее долгий срок протекания «стадий горевания»?
1) несколько месяцев;
2) 1-3 дня;
3) годы; +
3) несколько часов;
4) неделя.
7. «Девиз» стадии принятия
1) опустить руки;
2) попрощаться со всеми;
3) жить оставшуюся жизнь. +
8. Как Сьюзен Сонтаг назвала рак?
1) смертельный узел;
2) ложная беременность;
3) дьявольская беременность; +
4) чёртова сущность.
9. Как врачу быть, когда всё время должен работать с тяжёлыми эмоциями?
1) выработка внутреннего совладания со своими страхами; +
2) отзеркаливание, отражение в диалоге;
3) замыкание в себе.
10. Формальный язык медицины сложен и негативен ввиду
1) терминологии; +
2) отчуждённости; +
3) описаний;
4) метафор.
11. В чём состоит важность помещения разговора о смерти в текущий временной и социо-культурный контекст?
1) для оценки стоимости лечения;
2) для поиска путей переоценки;
3) с целью отказа от прямой ответственности за сообщение;
4) с целью учёта особенностей восприятия смерти. +
12. Право на информацию предполагает
1) возможность не знать о своём диагнозе; +
2) возможность получить ровно столько знания о диагнозе, сколько требуется; +
3) возможность быть обманутым.
13. Что такое «компетентная честность»?
1) подмена фактов эмоциями;
2) не пытаться сглаживать и тем самым уходить от главного; +
3) умение обманывать правдой.
14. Какую роль играет религия с культуре для создания картины смерти?
1) никакой роли;
2) создаёт предпосылки для обесценивания;
3) даёт наиболее важные представления. +
15. Что входит в понятие «e – emotion» по стратегии spikes?
1) разъяснение всех деталей;
2) обратная связь, отражение; +
3) подготовка места для разговора.
16. Религия – это
1) разновидность психологических практик;
2) способ отвлечься от главного;
3) способ взаимодействовать с непознаваемым. +
17. Что даёт оценка внешности людей, с которыми необходим диалог?
1) решить, нравится человек или нет;
2) привычная клиническая оценка;
3) атрибуты мировоззрения. +
18. Почему не все хотят знать правду о своём состоянии?
1) потому что есть умные люди и глупые;
2) потому что правда относительна;
3) потому что у каждого уникальная картина жизни. +
19. Что входит в понятие «k – knowledge» по стратегии spikes?
1) эмоции;
2) подготовка места для разговора;
3) сама информация. +
20. Как входить в диалог о смерти?
1) освободиться от культурной нагруженности; +
2) приняв решение не переживать;
3) не дыша;
4) выпив водки.
21. Какие болезни, по С.Сонтаг, определяли в прошлом целые культурные пласты?
1) гастрит;
2) ВИЧ-инфекция;
3) тиф; +
4) туберкулёз. +
22. Сегодня культурный контекст по сравнению с советскими временами
1) более гетерогенный; +
2) менее гетерогенный;
3) такой же.
23. Что значит «непроработанность» личности врача?
1) наличие надежды;
2) наличие страхов; +
3) наличие веры.
24. Социальная нагруженность события смерти близкого включает
1) необходимость проживать ритуалы; +
2) звонки ритуальных агентств;
3) жёсткие требования доминирующей конфессии; +
4) недоверие здравоохранению.
25. Что такое «иррациональная рационализация»?
1) уход от реальности;
2) попытка объяснить необъяснимое научными категориями;
3) применение категорий веры для объяснения реальности. +
26. Важная ошибка врача в стадию шока
1) разъяснить все детали;
2) убедить, доказать; +
3) проявить эмпатию.
27. Стадия горевания
1) ненависти;
2) борьбы; +
3) гнева;
4) апатии; +
5) шока; +
6) депрессии; +
7) принятия;
8) торга.
28. На какой «более простой» язык нужно переходить?
1) обсуждений;
2) чувств, эмоций; +
3) классификаций.
29. Разговор с близкими умирающего/умирающего включает дополнительные осложнения
1) потеря; +
2) лишние расходы;
3) беспокойство о том, что происходит с умершим; +
4) необходимость подстраивать мировоззрение. +
30. В коммуникации уход от дегуманизации смерти предполагает
1) превращение смерти в самодостаточную идею; +
2) уход от представления, что смерть – неизбежное зло;
3) долгие обстоятельные разговоры о смерти.