Психология

Как я взломал свою личность

Личная точка зрения: научно обоснованные стратегии преднамеренного изменения черт характера

Когда я рассказываю людям, что раньше была ленивой, они не верят мне. Они думают, что я принижаю себя. Трудно представить нынешнюю меня — успешного учёного — ребёнком, который прятал игрушки под кровать вместо уборки, или старшеклассницей, которая редко посещала уроки математики и была вынуждена пересдавать алгебру. Как мне удалось пройти путь от «Шеннон не реализует свой потенциал» — частой фразы на родительских собраниях — до амбициозного человека, чей почтовый ящик всегда пуст?

Людей также удивляет, когда они узнают, что я раньше была застенчивой. Сегодня, будучи профессором университета, я читаю лекции перед более чем 200 студентами и недавно выступила на TEDx. Этот образ трудно сопоставить с девушкой, которая редко поднимала руку на уроках, или с подростком, который молча наблюдал за происходящим на общественных мероприятиях.

Я не могу назвать какое-то одно значимое событие, которое послужило толчком для таких перемен. Вместо этого, новые поведенческие привычки, постепенно накапливаясь, со временем привели к изменениям. Мне кажется, я целенаправленно развивала в себе черты, необходимые для успеха в жизни, к которой стремилась, вместо того чтобы позволять своей личности ограничивать меня.

Помимо собственного опыта трансформации характера, я являюсь клиническим психологом и исследователем, занимающимся разработкой методов изменения личности. Мне нравится делиться своей историей, чтобы развеять миф о неизменности черт характера — наука доказывает, что личность меняется с возрастом.

От пропуска уроков к преподаванию: развитие качеств, которые помогли мне добиться успеха

Начав с малого, я прошла путь от неряшливого и ленивого человека до человека, соответствующего высоким стандартам добросовестности. В старшей школе я не блистала успехами, и это отразилось на моих первых годах в колледже. На первом курсе, ещё не определившись с направлением, я выбрала курс «Введение в психологию», который заинтересовал меня. Несмотря на ранние утренние занятия, я вставала и ходила на них. Результаты первого экзамена были отличными, и преподаватель посоветовал мне серьёзно рассмотреть возможность выбрать психологию как основную специальность. Мой успех на этом курсе изменил моё отношение к себе («Я хороша в психологии»), что подтолкнуло меня к усердной работе на других психологических курсах. Однако эти навыки обучения были узко применимы только к ним — другие обязательные курсы я продолжала посещать бессистемно, что приводило к неравномерной успеваемости.

К третьему году обучения я уже считала себя «начинающим психологом» и решила, что хочу поступить в аспирантуру для получения докторской степени. Это стало неожиданностью для меня, ведь когда на первом курсе к нам приходил спикер, рассказывавший о своём пути в психологию, я думала: «Нет, слишком много учёбы». Но я становилась более целеустремлённой. Я поделилась своим стремлением с доверенным профессором и была разочарована, когда он сообщил, что с моими низкими оценками у меня будут проблемы с поступлением. Отрицательные эмоции могут быть мощным стимулом: чувство вины побуждает к изменениям, чтобы не повторять ошибки. Стремясь избежать этих негативных чувств, я начала более систематически готовиться и к другим, не связанным с психологией курсам.

Когда я наконец поступила в аспирантуру, требования возросли в разы. Чувствуя себя подавленной, я купила свой первый ежедневник (который стал началом моих долгих и тёплых отношений с планированием), и это дало мне облегчение в управлении задачами. Любой, кто учился в аспирантуре, знает, что награды там редки, но они ценны. Для меня, первопоколенного студента, который пять лет назад не знал, что такое аспирантура, увидеть своё имя в опубликованной статье стало мощным стимулом продолжать.

Первые годы преподавательской деятельности стали для меня осознанием того, что от меня зависит профессиональный успех других людей. Чем быстрее я отвечала на электронные письма или вносила правки в студенческие работы, тем лучше были подготовлены мои студенты. Я начала видеть себя глазами других — как компетентного, организованного и продуктивного человека, что ещё больше мотивировало меня соответствовать этим стандартам. Годы спустя, когда у меня появились дочери, я поняла, что нужно заранее бронировать летний лагерь, иначе мест может не оказаться. Один сезон без надлежащего ухода за детьми стал для меня уроком: трудно участвовать в Zoom-встрече, когда дети устраивают танцевальную вечеринку с игрушечными единорогами. Это была ошибка, которую я не собиралась повторять, поэтому установила напоминание в календаре за восемь месяцев вперёд, чтобы не пропустить запись в лагерь.

Подкрепление и идентичность: как поддерживается изменение личности

Существует два психологических принципа, которые могут объяснить, как небольшие изменения в поведении (например, подготовка к одному экзамену) могут привести к длительным изменениям личности. Первый — это подкрепление, которое означает, что награда за поведение увеличивает вероятность его повторения. Это может проявляться в виде приятных событий, таких как публикация статьи или чувство гордости за упорный труд. Подкрепление также может проявляться в устранении неприятностей, например, как планирование заранее снимает стресс от нехватки времени.

Другой важный принцип — это идентичность, то, как мы видим себя. Идентичность тесно связана с действиями. Если я считаю себя человеком, которому нужен адреналин в последний момент, чтобы начать учиться, я, скорее всего, буду откладывать на потом. Но если я вижу себя как компетентного и целеустремлённого человека, на которого полагаются другие, я, вероятно, постараюсь всё сделать заранее. Когнитивные стратегии могут помочь сломать жесткие шаблоны мышления («Мне не нужен адреналин, чтобы начать учиться заранее; ничто не мешает мне делать немного каждый день»). Даже небольшое изменение точки зрения может подтолкнуть к новому поведению, и если оно будет подкреплено, вы, скорее всего, продолжите его в будущем. А если вы ведёте себя иначе, то и воспринимать себя начнёте по-другому.

Как достичь значимых изменений личности

Шаги к изменениям относительно просты.

  1. Позвольте вашим мечтам определять, какие черты характера вам нужно развивать, а не наоборот.
  2. Обратите внимание на убеждения, которые вас ограничивают, такие как: «Я не могу сделать X, потому что я недостаточно X». Поставьте под сомнение такие установки.
  3. Заметьте модели поведения, которые вас тормозят. Как бы поступил человек с чертами, которые вы хотите развить? Попробуйте действовать так же и посмотрите, что произойдёт.
  4. Наслаждайтесь наградами за эти изменения. Это приятно и будет мотивировать вас двигаться дальше.

Согласно журналу о психологии мы собираем для Вас всю самую необходимую и полезную информацию.

Так же вы можете посмотреть похожие темы:

Психологический тест. «Конфликтная ли вы личность?»

7 привычек, мешающие стать успешным человеком

Secured By miniOrange