Психология

Как руководить молодыми людьми

«Я слишком забочусь о тебе, чтобы не предъявлять тебе никаких требований».

Одним весенним утром Стеф Окамото готовилась отправить по электронной почте презентацию, резюмирующую работу её непосредственной подчинённой, старшему руководителю. Стеф, менеджер в компании ServiceNow, привыкла к подобным задачам, выполняя их бесчисленное количество раз. Однако для её 23-летней подчинённой Мелани Уэлч этот момент был одним из самых волнительных в её короткой профессиональной карьере. Месяцы труда Мелани сводились к этой презентации, и её одолевали тревожные мысли: что, если в работе есть ошибка? Как это повлияет на её репутацию? С учетом отсутствия большого опыта в компании, Мелани думала, что этот момент может оказаться определяющим для её карьеры. Что, если бы Стеф могла сказать что-то, чтобы её успокоить?

Такие ситуации возникают ежедневно по всему миру: то, что кажется опытному сотруднику обычной рабочей рутиной, для младшего коллеги приобретает огромное значение. Я слышал подобные истории от партнёров юридических фирм, комментирующих работу младших юристов, которые затем замечают, что их слова воспринимаются как чрезмерно строгие. Менеджеры продуктовых магазинов сталкиваются с аналогичной ситуацией, когда указывают своим сотрудникам ускорить темп работы, а потом получают жалобы, что были чересчур резки. Вновь и вновь менеджеры высказывают одно, а молодые сотрудники воспринимают это по-другому, порождая конфликты в толковании слов и действий.

Эти важные моменты способны запустить цепочку недовольства, возмущения и отчуждения среди молодых сотрудников, которая в конечном итоге приводит к неудовлетворительной работе или увольнению. Даже самые заботливые менеджеры, стремящиеся создать позитивную рабочую атмосферу, начинают воспринимать молодое поколение как слабое, избалованное или слишком требовательное. Это отражает проблему, известную как разрыв между поколениями: старшее поколение чувствует, что постоянно вынуждено подстраиваться под молодёжь, только для того, чтобы в итоге подвергаться критике за то, что делает недостаточно.

За последние два десятилетия в изучении молодёжи произошла научная революция, которая помогает понять причины и возможные решения этого разрыва. Она сосредотачивается не на поверхностных различиях, таких как использование социальных сетей или гаджетов, и не считает, что молодёжь неспособна осознавать последствия своих действий. Напротив, исследования утверждают, что источником часто раздражающего поведения являются вполне нормальные и даже позитивные потребности в развитии.

Какие же это потребности? Новый научный консенсус изложен в двух отчётах. Первый, «Обещание подросткового возраста», был опубликован в 2019 году Национальной академией наук. Второй отчёт был представлен Центром изучения подростков Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (CDA) и Институтом FrameWorks. Согласно этому исследованию, начиная с периода полового созревания (около 10 лет) и до достижения зрелого независимого статуса (примерно 25 лет), молодые люди ориентированы на социальный успех. Им важно чувствовать свой статус и уважение со стороны сверстников и наставников, добиваясь этого через вклад в общее дело или достижение престижных целей.

Этот консенсус имеет глубокие последствия для взаимодействия менеджеров с молодыми сотрудниками. Он предполагает, что если молодой человек болезненно реагирует на, казалось бы, обыденные рабочие ситуации, это не свидетельствует о его низкой трудовой этике или чрезмерной чувствительности. Скорее всего, это связано с тем, что событие угрожает его социальному статусу или репутации.

Мозг и гормоны молодых людей делают их особенно чувствительными к социальной информации, что порой приводит к конфликтам, которые необходимо разрешать. Если мы научимся понимать их точку зрения, мы сможем направить эти мотивационные импульсы в позитивное русло. По словам Рона Даля, нейробиолога из Калифорнийского университета в Беркли и соучредителя CDA, подростковая чувствительность к статусу и уважению не должна пугать нас: «Мы должны помочь молодёжи научиться использовать её на благо».

Истоки разрыва поколений

Конфликт между поколениями наблюдается на протяжении всей истории человечества. В IV веке до нашей эры Аристотель критиковал молодёжь в «Риторике»: «Молодые люди по природе склонны к желаниям и готовы воплощать любое из них в действие. Они непостоянны в своих стремлениях, которые столь же скоротечны, сколь и бурны…». Каждое новое поколение взрослеет, забывая, каково это — быть молодым. Мы снисходительно вспоминаем свои юношеские проступки, но осуждаем нынешнюю молодёжь за то же самое, жалуясь на падение нравов.

Гарвардские социальные психологи обнаружили этот феномен, называемый иллюзией морального упадка. Мы убеждены, что, если бы только могли остановить молодёжь от отклонений, вернувшись к старым порядкам, наше общество вновь расцвело бы. Но это заблуждение отвлекает нас от истинных причин конфликтов.

Дэниел Лапсли и Роберт Энрайт в 1987 году опубликовали работу, анализирующую взгляды на подростков с 1880-х годов. Они обнаружили, что во времена экономических кризисов взрослые склонны принижать молодёжь, конкурирующую за рабочие места. В военное время молодёжь изображают как сильную и ответственную. То есть стереотипы о молодёжи формируются обществом в зависимости от нужд взрослых. Но у нас есть выбор — взглянуть на это иначе.

Барьер недоверия

Когда люди с меньшей властью чувствуют, что их статус или уважение поставлены под сомнение, формируется барьер недоверия, как описали психологи Стэнфордского университета Джеффри Коэн и Клод Стил. Молодые сотрудники анализируют каждое слово руководителя, пытаясь понять, проявляет ли он неуважение. Например, когда родитель спрашивает подростка: «Ты чистил зубы?», ребёнок слышит: «Я считаю тебя настолько некомпетентным, что сомневаюсь, помнишь ли ты об этом». Это вызывает праведное возмущение.

В 2014 году я с Коэном опубликовал статью, описывающую простое решение — «мудрую обратную связь». Она предполагает предоставление критики с чётким объяснением причины: высокой веры в потенциал молодого человека. В эксперименте, проведённом с учениками седьмого класса, 80% из тех, кто получил такую обратную связь, пересмотрели свои эссе, в отличие от 40% в контрольной группе. Высокие требования в сочетании с уважением мотивируют.

Наставничество в действии

Как Стеф Окамото могла помочь Мелани Уэлч справиться с тревогой из-за предстоящей презентации? Мышление контролёра фокусируется только на высоких стандартах, не поддерживая молодого человека. Мышление защитника, напротив, снижает ожидания, считая, что молодой сотрудник не справится с давлением.

Однако Мелани была чемпионкой по лакроссу, не раз проходила испытания и хотела быть успешной в работе. Снижение ожиданий или отсутствие обратной связи ей бы не помогли. Стеф придерживалась менталитета наставника: она поддерживала высокие стандарты, требуя от Мелани владеть проектом, но также была готова прийти на помощь. Она давала чёткие советы и обеспечивала нужную поддержку.

Когда Стеф отправила презентацию, она знала, что Мелани готова. Презентация удалась и повлияла на стратегию компании.

Преодоление разрыва на рабочем месте

Генеральный директор Whole Foods Джон Макки после продажи компании Amazon за 13,7 миллиарда долларов признался, что не понимает молодое поколение, считая его не готовым к труду. Но, возможно, проблема в непонимании их ценностей. Сегодня молодёжь хочет не только зарплаты, но и уважения.

Некоторые розничные сети успешно учитывают потребности молодых сотрудников. Например, Оле из норвежской сети Obs, используя подход наставника, превратил свой магазин в одно из лучших подразделений. Он предъявляет высокие стандарты, но искренне заботится о своих подчинённых. Его сотрудники чувствуют мотивацию и уверенность в будущем.

Wegmans в США применяет похожий подход: «Каждый день у вас есть возможность учиться и расти». Это помогает создать среду, где сотрудники чувствуют уважение и готовы работать на совесть.

Старое мышление предполагало, что зарплата заменяет уважение. Но менталитет наставника основывается на уважении и поддержке, что мотивирует сотрудников на усердный труд и верность компании.

Согласно журналу о психологии мы собираем для Вас всю самую необходимую и полезную информацию.

Так же вы можете посмотреть похожие темы:

Особенности брака между молодыми влюблёнными

Как вести себя с нервными людьми

Secured By miniOrange