Психология

К чему снится измена во сне

Один из вопросов: действительно ли «ты» в твоем сне — это ты?

Вы когда-нибудь просыпались после сна, удивленные тем, что сделали во сне? Возможно, вы были грубы к кому-то, о ком вам действительно не безразлично, или ударили человека без веской причины, или сделали что-то с кем-то, что в реальной жизни могло бы считаться изменой по отношению к вашему партнеру.

Хотя эти действия все могут быть неправильными, если совершены в реальном мире, они ли неправильны, когда происходят во сне? Должны ли мы чувствовать себя виновато за них, даже если это действительно не были «мы», совершающие их? Давайте исследуем это с помощью некоторых основных философских концепций, извлеченных из захватывающей литературы о «морали во сне».


Кто пострадает?

Один из способов, которым философы оценивают этику действий, заключается в том, чтобы рассмотреть их последствия, как рекомендует этическое учение консеквентиализма. (Вам может быть знакома более конкретная версия, называемая утилитаризмом, но здесь различие не важно.) В случае снов, это легко решается: Пока они происходят только в вашем разуме — без бессознательного блуждания, бессознательного удара или бессознательного обмана — ваши сны не оказывают прямого влияния на кого-либо еще, поэтому то, что происходит в них, не может быть оценено с позиций консеквентиализма как аморальное.

Однако мы должны отметить два важных замечания:

Если аморальные действия, о которых вы мечтаете, приводят к их совершению в реальном мире — например, если вы так много мечтали об измене вашему партнеру, что были вдохновлены сделать это на самом деле — можно сказать, что они оказали косвенное воздействие на других людей и, следовательно, могут быть рассмотрены как этически недопустимые. (Подробнее об этом ниже.)

Даже если вы никогда не действуете по ним, сны могут иметь очевидное влияние на сновидца, что считается моральным последствием. В общем, мы были бы счастливее, если бы у нас было больше приятных снов и меньше кошмаров, поэтому любые шаги, которые мы могли бы предпринять, чтобы улучшить общий положительный эффект наших снов, были бы этически рекомендованы.

Неправильные намерения

Однако последствия не единственный способ оценки морали. Другая школа этики, деонтология, сосредотачивается на моральном статусе самих действий, вне зависимости от последствий их выполнения. Например, консеквентиалисты могут сказать, что измена плоха, потому что кто-то обычно страдает, в то время как деонтологи скорее скажут, что это неправильно, потому что это обманчиво и неуважительно, вне зависимости от того, страдает ли кто-то или нет.

Еще один способ мыслить о деонтологии заключается в том, что она сосредотачивается на намерениях, а не на результатах. Если вы пытаетесь кому-то навредить, но не удается, вы все равно сделали кому-то зло, даже если от этого ничего плохого (вредного) не произошло. Как говорится, «Важно то, что на уме», а что такое сны, если не мысли? Вот почему некоторые из нас чувствуют себя плохо, если мы фантазируем о том, чтобы быть с кем-то, кроме наших партнеров, даже если мы никогда не совершаем это.

Кто «ты» в твоих снах

Вопрос последствий по сравнению с намерениями, кажется, не имеет значения, потому что более фундаментальный вопрос, лежащий в основе обоих, — кто на самом деле делает те вещи, которые «ты» делаешь в своих снах? Обычно мы несем моральную ответственность только за те вещи, которые мы намереваемся сделать добровольно. Таким образом, ключевой вопрос заключается в том, являетесь ли вы исполнителем ваших снов или только наблюдателем.

Я думаю, общая интуиция подсказывает нам, что мы всего лишь зрители в наших снах. Даже если действия, которые «мы» совершаем в наших снах, отражают наши истинные желания, мы не кажется контролируем их. Другими словами, мы кажется не имеем агентности в наших снах, наши сонные я предоставлены под контроль нашего подсознания, и, следовательно, мы не несем ответственности за то, что они делают.

В то же время, однако, наши сонные я могут казаться очень близкими к нашим реальным я, не только действуя по нашим желаниям, но и обладая нашими знаниями, убеждениями и отношениями. Это может создать ощущение уклонения сказать “Это действительно не я, это мое подсознание”, когда мы удивлены или стыдимся за что-то, что сделали наши сонные я; в некотором смысле это были мы, даже если мы не были полностью под контролем. (Также учтите, что многие из наших более рутинных действий в состоянии бодрствования контролируются нашим подсознанием, что не полностью освобождает нас от ответственности за них.) Из-за этого тесного сходства наших снов и бодрствующих я, сны могут быть достаточно реалистичными, чтобы заставить нас сомневаться в том, что мы вообще спим — как отмечали философы, такие как Декарт и Чжуан-Цзы давным-давно — и после пробуждения нам часто приходится ориентироваться в “реальном мире”. Некоторые из нас придерживаются этой точки зрения и утверждают, что у нас мало контроля над нашими сонными я, но возможность того, что мы можем иметь какой-то контроль — аналогично тому, как мы отвлекаемся или находимся в состоянии опьянения — открывает дверь для некоторой ответственности за то, что мы (или «мы») делаем во снах.

Что говорят о нас наши сны

Даже если мы отрицаем всякую вину за аморальные действия наших сновидческих «я», они всё равно могут отражать на наших бодрых «я» в той степени, в которой они основаны на наших истинных желаниях — как хорошо известно в психоанализе — или наших моральных характерах, нашей сущности как личности. Третья школа моральной философии, этика добродетелей, сосредотачивается не на самих действиях, а на чертах характера, которые к ним приводят. Даже если вас в целом считают добрым человеком на основе ваших действий в реальном мире, мечтать о причинении вреда людям может подорвать уверенность в том, насколько искренним или надежным является ваше доброта.

Это может стать главной моральной проблемой, связанной с изменой в ваших снах: даже если вы никогда серьезно не рассматривали измену в реальной жизни, ваши сны о прелюбодеянии могут подразумевать, что вы действительно этого хотите, особенно если ваше сновидческое «я» наслаждается этим (или если бодрствующее «я» наслаждается воспоминаниями о сне) — и что вы может быть, не так верны, как считаете себя.

Однако измена в ваших снах не обязательно подразумевает, что вы склонны к измене в реальной жизни или что вы действительно неверный человек. Ваши сны могут просто позволять вам представить себе (и насладиться) тем, что вы хотите сделать, но что вы понимаете, что было бы неправильно делать в реальном мире — и в идеале это делает вас менее склонными к этому.

Даже открытие того, что вы действительно хотели бы быть с кем-то другим, само по себе не является осуждением. Сила воли проявляется только перед соблазном, как это отражено в традиционных западных брачных клятвах: В конце концов, нам не нужно было бы «оставить всех остальных», если бы мы никогда не думали об этом! Факт, что кто-то искушен изменить, но успешно сопротивляется этому соблазну, является сильным знаком его приверженности своему партнеру.

Всё же стоит обдумать

В конечном итоге мы можем сказать, что мы не должны чувствовать вину за аморальное поведение во снах, если это не приводит к подобным действиям в нашей бодрствующей жизни. Что касается прелюбодеяния в частности, вы не должны чувствовать себя плохо из-за измены партнеру во сне, пока не обнаружите, что настолько наслаждаетесь этим, и так сильно предвкушаете это, что начинаете пренебрегать своими реальными отношениями и, возможно, действуете по этим желаниям в реальной жизни — что может быть самым серьезным беспокойством о измене во снах и иметь определенно негативное воздействие в реальном мире.

Согласно журналу о психологии мы собираем для Вас всю самую необходимую и полезную информацию.

Secured By miniOrange